Такси

Такси в Японии – надежный, комфортный, безопасный, но дорогой вид транспорта.

Такси часто используются в крупных городах для перемещения по районам с относительно неразвитой инфраструктурой рельсового транспорта, от станции метро до места назначения (если оно удалено), группами из двух-трех пассажиров, при спешке и при плохой погоде.

Развившиеся в других странах, в том числе в России, мобильные системы поиска и вызова машин такси в Японии пока (на момент написания этого материала) не получили большого распространения; и для клиентов, и для водителей такси более привычной является традиционная форма контакта – «голосовать» рукой на дороге. В Токио и других крупных городах обычно (и, если погода хорошая) достаточно поднять руку, и в течение одной-двух минут свободная машина обязательно остановится. Другой вариант – посадка в машину у крупной станции, в аэропорту или у торгового центра, где десятки (иногда и сотни) машин такси ждут в аккуратной и организованной очереди вновь прибывающих пассажиров (в плохую погоду – обратная картина: очередь образуется уже из пассажиров). Места посадки в такси четко указаны.

В ответственный момент (развоз гостей после важного мероприятия), японцы предпочитают заказать машины по телефону в одной из местных компаний такси. Опозданий машин в этих случаях практически не бывает.

Марки машин – в основном отечественных производителей (Тойота, Ниссан), сделанные специально для использования в качестве такси (машин таких же марок в свободной продаже почти не встретишь). Автомобили выкрашены в черный, белый, желтый, красный, ярко-голубой цвета; на крыше – эмблема такси. На переднем стекле с внутренней стороны прикреплено табло, на котором на японском указан статус машины – «обслуживает пассажира», «свободен», «на заказ», «в парк» и т.д.  

При посадке в машину прямо на улице надо быть готовым к тому, что багаж придется класть в багажник самому – водитель может и не выйти, чтобы помочь, если движение на данном участке интенсивное и время на остановку предусмотрено минимальное. Как правило же, водители помогают с погрузкой и выгрузкой багажа. Машины такси в принципе могут остановиться по желанию клиента где угодно, включая те места, где остановка (и проезд) обычных машин запрещены. 

В провинции также почти везде имеются местные таксомоторные компании или частные водители, которые всегда готовы отвезти пассажира в любую точку данного района, но в провинции лучше машину заказывать по телефону (на японском языке), так как по улицам в режиме поиска пассажира (как в Токио) они не ездят. Такси в таких местах часто используются и при перемещении от станции к, скажем, подножью какой-либо горы (с туристической целью), так как иного вида транспорта в таких местах нет.

Машины такси удобны для пассажиров; обеспечено большое пространство именно на заднем ряду, где легко сядут 3 пассажира. На переднее место пассажир садится только в том случае, если занят задний ряд. Левая задняя дверь для посадки и высадки пассажиров открывается и закрывается автоматически с места водителя, без участия пассажира.

Водители всегда одеты в строгие темно-синие костюмы, белые рубашки и белые перчатки. Средний возраст водителей – около 60-70 лет; степень владения английским близка к нулю (не знающим японский язык пассажирам лучше приготовить заранее написанный на бумаге адрес).  Изредка встречаются водители-женщины, еще реже – молодые водители (до 40 лет). Иностранных водителей такси в Японии нет. 

Сумма оплаты проезда зависит главным образом от пройденного расстояния и высвечивается на табло. «Договариваться» о сумме проезда заранее не следует. Чаевые водителям не приняты – как и вообще не приняты чаевые в Японии. Пассажир всегда получит сдачу с точностью до иены и счет за оплату, который выдается автоматически с помощью устройства. Слова «без сдачи не поищите?» исключены; купюры и монеты для сдачи у водителя всегда имеются в достатке. В счет включается оплата за проезд по платным скоростным дорогам, но о необходимости этого водитель предупредит пассажира, а также, скорее всего, предложит опции бесплатных дорог. Оплата кредитными картами в последние годы стала возможна почти во всех такси Японии, но оплата наличными более принята.

По состоянию на 2015 г., в стране были зарегистрированы 6390 компаний такси (441 из них – в Токио) и еще 36962 машин индивидуальных предпринимателей (физических лиц); всего машин такси в стране было 191363 (в том числе 30907 – в Токио); в отрасли работали около 344 тысячи человек; за год все такси Японии перевезли 1577 миллионов пассажиров (иначе говоря, в среднем каждый житель страны пользовался услугами такси около 12-13 раз в год).

Тарифы за проезд в целом высоки и зависят от компании и региона (в Токио, Осака в целом дороже), но всегда предусматривают оплату тарифа за посадку, которой хватает на оплату определенного расстояния (1 или 2 км), а затем счетчик вращается, как правило, после каждых 250-300 м пробега. Так, компания «Ниппон Коцу» - одна из 4-х крупнейших компаний такси Токио (6-7 тысяч машин), в 2017 г. объявила о смене основного тарифного плана: плата за посадку стала 410 иен (включен пробег первых 1052 м), далее предусмотрена оплата 80 иен за каждые 237 м пути. Ранее тариф был иным: 730 иен за 2 км и затем 90 иен за каждые 280 м пути. В ночное время (с 23 до 6 часов) тарифы, как правило, увеличиваются на 30%. Проезд от станции Токио до района Гиндза будет стоить около 1000-1500 иен; до аэропорта Ханэда – 6000-8000 иен, до аэропорта Нарита – 24000-28000 иен (в дневное время).