Брошенные дома

Брошенные дома (по-японски, «акия»・空き家) – часто встречающееся явление в городах и на сельских дорогах Японии, острая социально-экономическая проблема Японии начала 21 века. 

«Акия» - пустой дом, дом без жильцов – явление, возникшее относительно недавно и особенно обострившееся в период «пост-бабл» («период лопнувшего мыльного пузыря»), то есть, начиная с 90-х годов 20 века и по сей день. Обилие брошенных домов – следствие ряда причин и факторов, важнейшие из которых – 1) старение нации (увеличение доли жителей пенсионного возраста в структуре населения); 2) непрекращающаяся тенденция абсолютного снижения численности населения в большинстве регионов Японии за исключением Токио и еще нескольких крупных городов; 3) стремление молодых людей жить в крупных городах; 4) перенос японскими компаниями производства за рубеж и, как следствие, опустение множества провинциальных городов, экономика которых держалась на «градообразующих предприятиях»; 5) особенности налогообложения (налог на имущество вырастает многократно, если на земле нет строений и потому даже брошенное, покосившееся здание «спасает» налогоплательщика от куда большего налогового бремени); 6) низкие цены на землю в Японии в 2000-10-е годы (по сравнению с 80 – началом 90-х гг. 20-го века) в целом, и в регионах, откуда выведена обрабатывающая промышленность, в частности. Возникает «патовая» ситуация: землю и продать невыгодно, и даже по низким ценам покупателей нет.

Типичная история о том, как некогда большой, шумный и хлебосольный дом превращается в покосившийся, опустевший, ветхий сарай: дети выросли и уехали в город; их материальное положение не позволяет содержать вдалеке от места жительства еще одно жилище; старики переехали ближе к детям, или же умерли; детям (да и внукам) неинтересно приезжать в местность, где нет городских развлечений; спрос со стороны на такое жилье крайне мал, например, в силу того, что рядом нет подходящей работы с достойной оплатой (а ее нет потому, что местный завод закрылся – головной офис перенес производство в Китай или Таиланд из-за более низких издержек производства); наследникам жалко продавать дом – ничего толком не выручишь; ломать дом – значит для собственника (детей или внуков тех, кто этот дом строил) платить в несколько раз более высокий налог на имущество. В результате пустой дом покосился, у въезда на участок висит цепочка, символически перекрывающая проход, у дверей прорастает сорная трава, стекла выбиты. Подобный грустный пейзаж – особенно частый спутник не самых развитых с туристической точки зрения районов страны. Мой личный опыт: особенно много таких домов в неблизких, но и недалеких от Токио префектурах страны. Напротив, почти не встретишь «акия» на Хоккайдо и Окинава.

Количество «акия» в Японии очень велико: по результатам статистического исследования в 2013 г. общее число единиц жилья (жилых домов и квартир) в Японии составляло около 60,1 миллионов; среди них брошенного жилья насчитывалось 8,2 миллиона, то есть 13,5% от всего жилья в стране, причем эта доля выросла со времени последнего исследования на 0,4 процентных пункта и составила максимальную за все время проведения исследований величину. В том числе, число квартир в многоквартирных домах составило 22,1 миллиона единиц, и среди них процент «акия» тоже вырос за последние годы и составил 6,8% в 2013 г. «Вторичное» жилье (аналог дач) исчислялось 410 тыс. единиц, среди него доля брошенного составила тоже немалую величину – 12,8%.

В разбивке по регионам картина следующая: самый высокая доля брошенного жилья в совокупном жилом фонде имеет место в префектуре Яманаси (100-200 км к западу от Токио, местонахождение горы Фудзи) – 17,2%, затем следуют 4 префектуры острова Сикоку – Эхимэ, Коти, Токусима и Кагава. Напротив, наиболее благополучная ситуация в префектуре Мияги – 9,1%, Окинава – 9,8%, Ямагата – 10,1%. 

В относительно благополучной Японии даже такое большое количество брошенных домов не является серьезной причиной для беспокойства с точки зрения криминогенной обстановки: какого-либо незаконного вселения третьих лиц в такие дома, воровства, мародерства, пожаров и подобных отрицательных явлений не отмечается (они, если и имеют место, то прямой связи с «акия» не имеют, как не носят и тотального характера – японцы с уважением относятся даже к брошенному чужому жилью, потому не покушаются на него, а просто обходят стороной).

Отдельное явление, имеющее во многом те же корни, что и «акия» - это брошенные объекты туристического бизнеса и индустрии развлечений. Не работающие гостиницы (в том числе большие, многоэтажные здания), центры отдыха на горячих источниках, торговые комплексы, рестораны, туристические базы, центры игровых автоматов «патинко» можно в большом количестве видеть повсеместно по всей Японии. В большинстве своем это сооружения, построенные в 70-80-е годы 20-го века, то есть в период высоких темпов роста японской экономики и колоссального подъема потребительского спроса внутри страны. Уже в 90-00-е годы темпы ВВП упали, спрос на множество услуг снизился, японцы стали более экономны, изменились привычки и традиции (в частности, стали больше ездить на отдых за рубеж, нежели внутри Японии), к тому же, стало сокращаться население. Все это, а также явления самых последних лет (распространение компьютерных игр, иных виртуальных развлечений) приводит к тому, что японцы вообще все чаще остаются дома, и вышеперечисленные объекты индустрии развлечений закрываются из-за отсутствия клиентов и прибыли. Иногда собственники земли строят на их месте что-то новое, но часто брошенные здания так и стоят на месте, в частности, по тем же причинам, что и подобные жилищные здания, - налоговая ситуация и цены на землю.