Сарариман

«Сарариман» (サラリーマン)- японское слово, искусственно образованное с английского слова salaryman, salariedman, буквально – «работник на окладе», «нанятый сотрудник». 

В англоязычных странах это – редко употребляемое выражение, и в самой Японии относится к категории так называемых слов «васэй эйго» - что значит: сложенный из отдельных исконно английских слов японский «новояз».

«Сарариман» – одно из важнейших социально-экономических понятий Японии 20-го века, а явление, стоящее за ним, является одним из ключевых в понимании динамики экономического развития страны в последние десятилетия.

В узком смысле слова «сарариман» означает «нанятый работник компании», работающий по контракту, «за зарплату» и премии. Противоположность понятию «сарариман» – «якуин», или исполнительный директор, член совета директоров, представитель высшего менеджмента компании; который, в отличие от «сарариман’а», принимает управленческие решения, влияющие на развитие и судьбу компании.

Кроме того, хотя в Японии данное противопоставление используется реже, в определенном смысле антонимом «сарариман’у» является слово и понятие «бизнесмен». В данном контексте подразумевается, что «сарариман» просто выполняет порученные ему компанией обязанности, условно говоря, «с 9 до 18 часов», а бизнесмен – человек, дающий другим людям возможность получать зарплату, создающий рабочие места, рискующий своими деньгами, генерирующий новые проекты, новый бизнес. В то же время, быть «сарариман’ом» в Японии не означает выполнение лишь приданной, регламентированной работы «от и до». В построенной на принципе «боттом ап» (инициатива снизу) японской компании, «сарариман» готовит управленческие решения, мыслит, активно делает предложения, выполняет в определенной степени творческую работу.

Впервые это понятие стало использоваться в Японии еще в эпоху Тайсё, в первой четверти 20-го века, в период укрепления капиталистических отношений в японском обществе. Однако реальное социально-экономическое наполнение у понятия «сарариман» появилось в период послевоенного бурного экономического развития страны в 50-70-е годы 20-го века, когда сформировались как лидеры роста экономики – ведущие крупнейшие частные компании страны, так и огромный, многомиллионный слой «рядовых» сотрудников этих фирм, «белых воротничков», - основы среднего класса.