Утренние теледрамы

Телевизионная утренняя многосерийная драма (по-японски, «аса дорама» или, сокращенно, «асадора») - один из самых популярных жанров японского телевидения.

Утренние теледрамы появились на экране японского государственного телеканала NHK в 1961 г. До этого аналогичный жанр существовал на радио.

Каждая утренняя теледрама растянута на полгода. Первая серия выходит на экран, соответственно, в первый день апреля и первый день октября. Затем показы следуют каждый день, кроме воскресенья, в утренние часы (в последние годы – с 08:00 до 08:15). Всего каждая теледрама состоит, как правило, из 156 серий (6 дней в неделю, 26 недель).

За многие десятилетия трансляций утренние теледрамы превратились в важный элемент японской культуры, для миллионов людей – частью распорядка дня, как чашка кофе (они выходят на экран в то время, когда многие завтракают); «асадора»(朝ドラ) телеканала NHK традиционно имеет высокие рейтинги (в 60-е годы 20-го века, на заре развития телевидения – 40-50%, в 2010-е годы, когда ТВ стало уступать по популярности интернет-ресурсам, – от 15 до 25%; под этим показателем понимается доля семей, в которых смотрели по телевидению данную программу, в процентах по отношению ко всем семьям, где имеется телеприемник). 

У японских теледрам есть общие черты, которые можно проследить за те десятилетия, что они транслируются. Сюжет каждого полугодового сериала разный, но в его основе почти всегда лежит история жизни девушки (молодой женщины) – японки. Временные рамки – от эпохи Мэйдзи (вторая половина 19-го века) до наших дней. Жанр можно определить как мелодраму, причем во многих случаях в основе сюжета лежат реальные судьбы – например, драма «Бэппин-сан» (зимний сезон 2014-15 гг.) снята по мотивам реальной истории четырех молодых женщин, которые самостоятельно основали в послевоенном разрушенном Кобэ магазин по продаже детской одежды (это реальная история создания и развития японского бренда детской одежды «Фамилиар»).

Как правило, в течение полугода показа главная героиня, будучи в начале маленькой девочкой, взрослеет, хорошеет, выходит замуж, рожает детей, однако личная жизнь идет на втором плане, а на первом стоит социальная активность героини. Показана жизнь не просто обычной японки, а той, которая, мобилизуя все внутренние ресурсы и преодолевая немалые жизненные препятствия, достигает цели, добивается успехов, причем зачастую в тех областях, где вообще в Японии женщинам до поры до времени не было места (например, так, как героиня драмы «Тотонэтян», издает свой женский журнал в Японии 1960-х годов).

Или же на экране показана жизнь и судьба отдельных японок, живших в 19-м веке, когда прав и возможностей у женщин в Японии было значительно меньше, чем сегодня, но они, тем не менее, становились активными членами общества. Например, прототип Аса Сироока – героини теледрамы «Аса га Кита» (зимний сезон 2015-16 гг.) – реально жившая женщина по имени Асако Хироока (1849-1919) – выдающийся предприниматель, просветитель, общественный деятель Японии того времени, когда вообще женщин, создающих свой бизнес, невозможно было даже себе представить.

Самые верные зрители утренних телевизионных драм – японские женщины средних и старших лет, домохозяйки. В какой-то степени именно «под них» и делаются такие мелодрамы; главная героиня должна олицетворять мечты (для многих – несбыточные) японских женщин о безграничных возможностях, напоминать о собственных молодых годах, «влюблять» в себя бесконечной женственностью, красотой, легкой наивностью, верностью, правильностью мыслей и поступков.

Утренние телевизионные драмы очень популярны у телезрителей. Работают над ними большие коллективы в двух специально созданных для этих целей студиях компании NHK – токийской и осакской. Действия каждой последующей теледрамы происходят все время в новом месте, в другом регионе Японии. До настоящего времени так или иначе были задействованы все 47 префектур страны. Для японцев важно в ходе таких сериалов показать местную специфику, включая кухню и языковые отличия отдельных регионов страны. Главная героиня часто говорит с небольшим местным акцентом, который «ставит» специальный лингвист.

Титры фильмы всегда сопровождаются специально создаваемой для каждого сериала песней; часто она становится хитом года; выпускаются компакт-диски с записями всех песен утренних теледрам. По окончании отдельных серий на экране появляются актеры-звезды сериала, рассказывают о себе и отвечают на вопросы телезрителей. В коротком «межсезонье» апреля и октября специально организуют «передачу эстафетной палочки» от героини уходящего сериала к новой героине, «церемонии» транслируют по ТВ и в интернете, и они тоже имеют большую популярность.

Сниматься на главную роль берут, как правило, малоизвестных актрис, но для них сняться в утреннем сериале – блестящий дебют. Молодые актрисы после показа обретают высокую популярность по всей стране и во многом обеспечивают себе успешное карьерное продвижение на долгие годы вперед; их лица появляются в рекламных роликах и на обложках модных журналов и календарей. Одна из самых популярных актрис японского кинематографа Нао Мацусита стала широко известной после выхода сериала «Гегеге-но-Нёбо» (2010 г., лето), а еще одна молодая звезда Нацуна – после лирической трагикомедии «Дзюн-то-Ай» (2012-13 гг., зима).

Те места Японии, где проводились съемки тех или иных драм, или где происходили по замыслу их действия, становятся популярными объектами внутреннего туризма после завершения показа. Город Ёити и завод по производству виски марки «Никка» обрел дополнительную популярность после показа сериала «Массан» о судьбе жены создателя японского бренда виски М.Такэцуру Риты, шотландки по национальности (и то был единственный сериал, где в главной роли снялась не японка). В небольшой и доселе никому не известный рыбацкий поселок СодэгаХама в префектуре Иватэ после показа сериала о ныряльщицах «Аматян» (2013 г., лето) даже стали организовывать специальные туры «по местам съемок» данного сериала (и я тоже там бывал… Кстати, не пропускаю ни одну серию начиная с 2012 года!).