Универсальные торговые компании

«Согосёся» - универсальные торговые компании или, как иногда принято переводить на русский язык, «универсальные торговые дома» - специфическая японская форма организации бизнеса внутри одной корпорации, одновременно с этим – важнейшая часть экономики Японии.

Торговый дом в своем традиционном понимании – самостоятельная бизнес-единица, компания, осуществляющая разнообразные коммерческие операции по самому широкому спектру товарной номенклатуры. Подобного формата нет больше практически нигде в мире, хотя в Южное Корее имеется похожая форма организации бизнеса. Японские торговые дома не специализированы на каком-то одном товаре или товарное группе, и этим они отличаются от большинства торговых компаний, работающих в других странах.

На сегодняшний день в Японии к группе «согосёся» принято относить семь компаний – «Мицубиси», «Мицуи», «ИТОЧУ», «Сумитомо», «Марубэни», «Соджицу» и «Тойота Цусё». Первые пять компаний в этом списке формируют «большую пятерку» торговых домов, выделяющуюся объемом торговых операций и величиной других экономических показателей.

Изначально количество универсальных торговых компаний в Японии было больше, но ряд из них со временем по разным причинам прекратили свою деятельность, а некоторые из них в процессе слияний и поглощений так или иначе вошли в состав ныне существующих крупнейших торговых корпораций. Так, из крупнейших преобразований последних десятилетий следует выделить слияние «Нитимэн» и «Ниисё Иваи» в начале 00-х годов: бывшие когда-то двумя крупными отдельными компаниями, они, объединившись и сменив название на «Соджицу», существенно урезали направления бизнеса.

«Мицубиси», «Мицуи» и «Сумитомо» относятся к «токийскому» блоку компаний и возникли они на базе преобразований старых, расформированных в послевоенный период олигархических финансово-промышленных групп «дзайбацу». Эти же три компании и сегодня отличаются тем, что являются частями соответствующих групп, в составе которых имеется и множество компаний иного профиля. Самый яркий пример – «Мицубиси». Наряду с торговым домом «Мицубиси Корпорейшн» в мире бизнеса широко известны имена других, производственных компаний группы, таких как «Мицубиси электрик», «Мицубиси Хэви Индастриз», «Мицубиси Моторз» и др.

На этом фоне «кансайская» группа торговых компаний являются самостоятельными бизнес-единицами, не объединенными ни в холдинг, ни в группу. На сегодня «ИТОЧУ» является крупнейшим представителем «кансайской» группы, и эта компаний и сегодня по-прежнему имеет официально зарегистрированный головной офис в Осака.

При всем различии путей развития каждой «согосёся», можно сказать, что изначально торговые дома возникали как обыкновенные посредники между производителем и потребителем, и необходимость в таких функциях легко объяснялась тем, что в эпоху их возникновения (19-ый век) современное транспортное сообщение в отсталой еще тогда стране отсутствовало. Торговые компании, или попросту купцы, торговцы буквально несли свой товар на себе по узким дорогам горной Японии до места нахождения клиента.

Некоторые компании (как, например, «ИТОЧУ») развились из специализированных на каком-то одном товаре или группе товаров торговых операций. «ИТОЧУ» - бывшая текстильная торговая компания.

В 21-ом веке бизнес японских универсальных торговых компаний стал значительно более диверсифицированным как с точки зрения товарной номенклатуры, так и – особенно – в разрезе форм коммерческой деятельности. Торговые дома уже давно не просто торговые посредники. Давно осознав невозможность двигаться вперед без серьезной инвестиционной деятельности, японские «согосёся» активно вкладывают деньги в самые различные производственные предприятия, в страховой, инновационный бизнес, транспорт, коммуникации, IT-индустрию и многое другое. Эти инвестиции направляются в те активы, приобретение которых может способствовать увеличению торговой прибыли (например, вложения в производство целлюлозы с перспективой роста прибыли от продажи бумаги, инвестиции в производство солнечных батарей в связи с намерениями глубже войти на рынок частной генерации электроэнергии, приобретение рудников и расширение продаж труб из черных металлов и т.п.). Таким образом, все шире становится цепочка создания добавленной стоимости в рамках одной товарной линейки, что ведет к увеличению собственной прибыли.

Товарооборот любой из крупнейших «согосёся» насчитывает тысячи позиций, разбитых на товарные группы, которые, в свою очередь, покрывают весь спектр современной мировой торговли: энергоносители, металлы и минеральное сырье, пищевая продукция, текстиль и потребительские товары, связь, коммуникации и информационные технологии, машины и оборудование, химические товары, финансовые, логистические и прочие услуги.

Торговые дома участвуют капиталом и в производственной деятельности, главным образом через совместные предприятия с партнерами – японскими производственными компаниями. Однако главным источником денежных поступлений и прибыли для них по-прежнему является внешняя торговля. Без «согосёся» немыслима японская внешняя торговля. Они исторически являются пионерами японского экспорта за рубеж, в какой-то степени проводниками японской внешнеторговой экспансии в США, страны Европы и другие рынки, начавшейся в 60-е годы 20-го века. Именно универсальные торговые компании первыми среди японских фирм открывали представительства за рубежом (в СССР – с середины 60-х годов).

Для представителей западного делового мира зачастую непонятна такая высокая доля торговых домов в экспорте страны (в США, Европе производители сами успешно выходят на зарубежные рынки и не привыкли делить прибыть с посредниками). Чтобы понять это, надо знать основы японского менталитета, в том числе традиционную японскую осторожность. Производители товарной продукции в Японии – это в целом не совсем готовые к зарубежным операциям компании, в том числе с точки зрения знания иностранных языков и традиций международной торговли; не готовые брать на себя зарубежные риски самостоятельно. Такой ситуация была в островной Японии всегда, такой остается и сегодня. Для успешного проникновения на зарубежные рынки японскому производителю нужен партнер, готовый разделить малопонятные зарубежные риски. Таким партнером стали торговые дома.

По мере развития зарубежных операций и обретения собственного международного опыта «согосёся» стали все активнее участвовать в торговле между третьими странами, опираясь при этом на разветвленную сеть зарубежных представительств (все «согосёся» имеют представительства или местные юридические лица в более, чем ста зарубежных странах). Так, тот или иной торговый дом может заниматься, к примеру, экспортом черных металлов из Индии в африканские страны или химической продукции из Южной Кореи в Россию (минуя Японию) и т.д.

Торговый оборот крупнейших торговых домов исчисляется десятками миллиардов долларов. По итогам 2016 финансового года на первом месте среди японских торговых компаний по показателям чистой прибыли была компания «Мицубиси Корпорейшн» - свыше 440 миллиардов иен (около 4 миллиардов долларов), на втором месте шла «ИТОЧУ Корпорейшн» - 352 миллиарда иен, на третьем месте – «Мицуи Буссан» - 306 миллиардов иен, далее – «Сумитомо» (171 миллиард иен), «Марубэни» - 155 миллиардов иен.