Эссе #3

Фото 13 Старые рисовые склады в Саката

Если пересечь горы с юго-запада на северо-восток, то оказываешься в прибрежной части Ямагата. Гор здесь почти нет, берег Японского моря в основном обрывистый и каменистый, но чуть в стороне местность становится равнинной. Как и в соседней префектуре Ниигата, в Ямагата прибрежная часть богата рисом, и причины успешного выращивания риса здесь те же – обильные воды спускающихся с гор рек текут по довольно широкой равнине, то есть для риса созданы самые благоприятные условия. Где рис – там и сакэ. Всему этому посвящена экспозиция «дома риса», расположенного в прибрежном портовом городке Саката (酒田).


Фото 14 Столько мешков риса разом переносили на себе в старину японские женщины

Через город протекает река, по которой раньше на лодках перевозили рис в порт из глубинных сельскохозяйственных районов префектуры. На берегу реки находились рисовые склады – цепочка совмещенных между собой ангаров. Их общая площадь около 37000 кв.м, и в них можно разместить до 180 тысяч тонн риса. Частично они используются и сегодня, хотя река как транспортная артерия уже утратила свое значение. В музее риса можно увидеть различные сорта риса – как японские, так и зарубежные, ознакомиться с технологией его выращивания, транспортировки.


Фото 15 Лед сковал поверхность маленького пруда вместе с опавшей осенней листвой

Особенно интересна историческая часть экспозиции, в частности, можно попрактиковаться в самостоятельной переноске риса, точнее, почувствовать, что такое мешок риса на плечах – для этого стоят специальные механизмы, напоминающие спортивные тренажеры для укрепления спины: один соответствует весу в 35 кг, а другой – в 70 кг. Рядом восковая фигура женщины, держащей на плечах четыре мешка. По размеру они похожи на мешки весом 70 кг, да так и написано. С трудом верится, что женщины могли переносить на спине до четырех мешков весом по 70 кг каждый, но в любом случае в музее риса можно получить хорошее представление о тяжести ручного сельскохозяйственного труда в Японии эпохи Мэйдзи. Недалеко от «дома риса», на берегу реки можно увидеть лодку (как музейный экспонат), на которой такие мешки с рисом в старину перевозили по реке до пункта сдачи. Благодаря рису Саката был, судя по всему, богатым городом. Этим, думается, можно объяснить и тот факт, что в городе много «домов зажиточных купцов» прошлого, которые сегодня работают как музеи местного быта и архитектуры.


Фото 16 Часть угощения в рёкан’е под Цуруока

В Саката есть и морской порт, товарные потоки которого во многом ориентированы на Россию. Еще 10-15 лет назад основным товаром, вывозимым российскими фирмами и самостоятельно моряками из Японии, были, конечно, подержанные японские автомобили. Как известно, в силу повышения ввозных пошлин и в целом роста уровня жизни в России такие перевозки какое-то время назад стали заметно сокращаться. Однако и сегодня в городе можно встретить вывески на русском языке (например, что-то вроде «Запчасти у Танака» или «Машины сэконд-хэнд от Ёсида» и т.п.). Также забавно, но мило выглядят подписи на карте городе, русскоязычный вариант которой можно получить в местном туристическом центре.

В Саката удалось также увидеть один местный храм (на снимке 17). Он называется КайкоДзи и запомнился он ни какой-то особой архитектурой или историей, а тем, что удалось в полной тишине побродить по его заснеженной территории и поймать такие виды, как на снимке 15, - упавшие листья под тонким слоем прозрачного льда!


Фото 17 Один из храмов в г.Саката

Ночевали мы в тот зимний день в рёкане на берегу моря в районе г.Цуруока. Среди множества блюд, которые подавали на ужин (а еду приносили прямо в номер) запомнился суп, фотографию которого помещаю. Помимо всего прочего в начале подали сасими из местных морепродуктов, включая крупную креветку, причем сырая креветка лежала на тарелке целиком, а «мясистая часть» была специально порезана на сасими, чтобы было удобно зацеплять палочками эту самую вкусную часть. Потом то, что осталось, унесли, сварили и подали (минут через 10) вот такой наваристый суп, считающийся местным деликатесом.