О покупке и использовании машины в Японии

Японский автомобиль – одно из тех словосочетаний, с которыми у большинства из нас ассоциируется Япония.

Для людей моего поколения японский автомобиль когда-то стал синонимом высокого качества, и, одновременно с этим, относительной доступности. Япония была и пока еще остается одним из мировых лидеров автомобилестроения. Хотелось бы сказать «лидером» в единственном числе, но, к сожалению для меня как для япониста это уже не так: Японию стремительно догнал Китай (и в этом области тоже!) и, судя по последним статистическим данным, совокупный экспорт автомобилей из Китая в 2023 году превысил аналогичный показатель из Японии.

Тем не менее, пока японские автомобили все так же популярны и в самой Японии, и во всем мире. Расскажу немного о своем опыте знакомства с японской автомобильной жизнью. Здесь важно отметить, что несмотря на крайне отлаженную, доступную и распространенную систему общественного транспорта, автомобиль в Японии (по крайней мере, на основной части ее территории) – вещь крайне необходимая. Сегодня в Японии, на примерно 125 миллионов человек населения приходится около 82 миллионов автомобилей (по данным Министерства транспорта), то есть, на трех человек приходится примерно два автомобиля. Это очень высокий показатель.

Автомобилизация Японии, начавшаяся в 50-60-е годы 20-го века, успешно продолжается и сегодня, правда, меняя свои формы и «природу». 60 лет назад в Японии практически не было автомобилей в частном пользовании. После бурного старта японской автомобилестроительной промышленности в 1960-е годы стало быстро расти число автомобилей в собственности граждан. Как и в России 90-х и 00-х годов, японцы стали ездить на машинах на работу, в том числе в больших городах, создавая пробки. Токио и Осака начала 70-х годов похожи на Москву нулевых годов.

Постепенно ситуация менялась – строились платные скоростные дороги, создавались платные парковки, развивалась система общественного транспорта, ситуация с пробками успокоилась (по крайней мере, в пределах больших городов). Сегодня в крупных городах машина не нужна, люди обходятся в высшей степени развитым общественным транспортом. Многие машин не имеют вообще. Те же, кто имеют, обходятся в основном одной машиной.

Центр продаж автомобилей переместился из мегаполисов в малые города и поселки – вот там как раз без машины не обойтись! Даже не «без машины», а «без машин». Сегодня в сельской местности Японии на каждую семью приходится по 2-3 машины, а если прибавить коммерческий и сельскохозяйственный транспорт – то и более. Автомобиль «в глубинке» - не для развлечений (как в мегаполисах), а для поддержания жизни (покупки продуктов, поездки в аптеку, на работу, к родственникам, на ближайшие станции и в аэропорты).

Какие машины японцы любят и предпочитают? Вне всякого сомнения, - свои, японские! В провинции доля национальных, «родных» машин – навскидку, процентов 95-99… Среди них большую долю имеют так называемые «легкие» автомобили с объемом двигателя до 1 литра. Вообще, легкие (по-японски, 軽 / «кэй», «каруй») машины крайне популярны в Японии. Особенно популярны они стали в последние годы на фоне общего повышения цен на топливо. Машины «кэй», помимо очевидной топливной экономичности, обладают и другими преимуществами – в Японии на них распространяются налоговые льготы, выделяются дополнительные места на парковках, да и вообще на них легко парковаться в силу небольших габаритов. В стране, особенно в провинции, полно маленьких машин, и, мне кажется, их доля продолжает расти.

В какой-то степени «легкие» машины, как мне кажется, вполне соответствуют духу японцев и их отношению к «функционалу» машины. Автомобиль – не роскошь, а средство решения жизненных задач, - в этом суть подхода японцев. А в культуре автомобильного движения проявляется еще одна национальная и коллективная черта японцев – унификация, стандартизация и «уравниловка». Если двигаться на машине – то все с одинаковой скоростью! Не высовываться, не выделяться из ряда таких же, как ты. Маленькие машины, как никакие другие, отлично подходят именно для такой роли.

Реклама автомашин, ее философия подтверждает эту гипотезу. В японской рекламе автомобилей не найдешь образов «мачо», гоняющих на роскошных внедорожниках по горам в сопровождении длинноногих див. Нет, здесь другой ассоциативный ряд: скромная домохозяйка в сопровождении малых детей и со множеством пакетов, довольная, садится в скромную, похожую на куб, малолитражку и сообщает в рекламном ролике, как мало бензина ее машина потребляет и насколько она экономична. Максимальный функционал, скромность и экономичность – в этом суть требований современного японца к автомобилям.

Возвращаясь к маркам машин, - итак, японцы любят свои машины. Не знакомился со статистикой, но достаточно поездить по японским дорогам, чтобы понять, что подавляющее большинство бегающих по стране машин произведены в Японии. Безусловно, главное место занимает «Тойота» - лидер японского автомобилестроения. На втором месте, очевидно, «Ниссан» - на него несколько повлиял скандал 5-летней давности (когда бывший лидер «Рено-Ниссан» Карлос Гон был арестован, а затем бежал из страны в крышке из-под контрабаса…), но потом, вроде бы, позиции были несколько восстановлены. По-прежнему, своего покупателя имеет «Хонда» со своим широким модельным рядом. Как всегда, в провинции велика доля «Судзуки», особенно малолитражек. В последние года на дорогах страны видно все больше машин марки «Мазда». Кого мало (особенно, по сравнению, с зарубежными странами), так это «Мицубиси», но эта компания, по-моему, сделал основную ставку на экспорт, а не на внутренний рынок.

На мой взгляд, есть небольшие региональные предпочтения в отношении той или иной марки японских автомобилей в зависимости от близости того или иного завода. Так, в префектуре Хиросима, где расположен завод «Мазда», явно больше машин этой марки; в районе г.Ота префектуры Гумма – «Субару», ну а в префектуре Айти и особенно городе Тойота, - конечно, явно бросается в глаза обилие автомобилей, произведенных на заводах этой компании – лидера японского автопрома.

Об импортных марках. Когда-то, в послевоенные годы, в Японии, если и были машины, то в основном импортные. После начала бурного развития собственного автопрома в 1950-60-ее гг., напротив, отечественные машины полностью вытеснили импортные. По мере повышения уровня жизни населения и укрепления национальной валюты, особенно в 1990-е годы, на дорогах страны стало появляться все больше импортных машин. В основном это немецкие машины премиум класса. Среди них особое место занимает «Мерседес» (в Японии его называют «Бенц» («бэнцу») – очень популярная марка. Мерседесов бегает много и разных моделей. На втором месте – BMW.

В последние годы довольно много стало продаваться французских (особенно «Пежо-Ситроен» и шведских («Вольво») машин. Автомобилей американского производства мало; если и есть, то это скорее не массовые машины, а раритетные – типа «Форда-Мустанга», скажем, 1970-х годов производства.

Корейские машины, судя по некоторым недавним сообщениям, стали появляться в Японии. Не знаю, я их не видел, как не видел и магазинов – салонов корейских автопроизводителей. Даже если они в Японии и есть, то понятно, что их очень мало. Для меня загадка, почему так происходит. Ведь автопроизводители из Южной Кореи в последние годы существенно подняли уровень качества и заслуженно завоевывают один рынок за другим. Более того, те же «коллеги» - производители бытовой техники из Южной Кореи смогли проникнуть на японский рынок. Быть может, конкуренция на японском рынке машин столь высока, что пока корейцам трудно завоевать доверие японского потребителя. Думаю, сказывается и консерватизм японцев: повторюсь, японцы доверяют в первую очередь своим машинам (зарубежные модели премиум-класса – другая история, эти свою нишу всегда будут иметь), а с точки зрения безопасности и качества все же, нельзя не признать, японцы смотрят на соседей-корейцев несколько свысока.

Похожая история имеет место с китайскими машинами, которые, вслед за корейскими, постепенно заполоняют весь мир. В Японии почти нет китайских автомобилей, хотя амбициозные китайцы и предпринимают попытки японский рынок завоевать. В 2021 году были сообщения об открытии на Гиндза (!) салона одного из китайских производителей с предложением дорогих (по цене около 10 миллионов иен) электро-автомобилей. Быть может, это также вопрос времени, когда сердца японских потребителей растают по отношению к маркам из этой азиатской страны.

Что касается китайцев, то вот, что точно произошло (к большому моему лично сожалению), это то, что Китай обогнал Японию в отношении физического объема экспорта автомобилей. Вслед за другими рынками, Япония проиграла Китаю и здесь, хотя где-где, а в области автомобильной промышленности позиции Японии как мирового лидера вот уже на протяжении около 50 лет казались незыблемыми…

Как бы то ни было, выше я вкратце описал структуру японского рынка автомобилей. К слову, российских машин я в Японии не видел ни разу. Вернемся к разговору об экспорте машин. Пусть и уступила Япония Китаю в определенном показателе, все равно она остается одним из лидеров мирового автомобилестроения. Японские машины любят во всем мире, они заслужили репутацию надежных, качественных и в целом недорогих. Да, в Японии маловато делают машин премиум класса, но «средний» класс японских автомобилей – очень хороший. Миллионы японских машин идут на экспорт из самой Японии, и также миллионы машин производятся на заводах японских автомобильных компаний за рубежом – в Америке, Азии, Европе. Эти машины не учитываются японской таможенной статистикой, так как не являются объектом внешней торговли, но, конечно же, машины, произведенные японскими концернами вне Японии, также являются своеобразной визитной карточкой японского автопрома.

Еще несколько слов об импорте автомобилей. Популярность «Мерседесов» и BMW не должна вводить в заблуждение в отношении доли импортных машин в Японии в целом, а именно: иномарок много в Токио и его окрестностях, в других крупных городах, но в провинции, в деревнях, да и в городах, помимо «миллионников», подавляющее большинство машин являются японскими. В провинции особо и не увидишь салонов зарубежных автопроизводителей. Иномарки, особенно при нынешнем низком курсе иены, не по карману многим японцам, да и просто, повторюсь в очередной раз, японцы любят японские машины.

С точки зрения марок и класса автомобилей, между Японией и, скажем, Россией или Европой существует разница. В Японии меньше, чем во всем остальном мире, классических седанов, зато куда больше небольших по размеру машин, напоминающих кубики на колесах, а также семейных минивэнов. Первая категория машин особенна характерна для провинции. Они же, как правило, относятся к той самой категории «легких» (с объемом двигателя до 1 литра), о которой я писал выше. Помимо «кубизма» такие машины отличаются большим расстоянием между потолком и сидением и, соответственно, высокими стеклами. У них маленькие колеса; форма кузова угловатая, без волнистых линий. С эстетической точки зрения мне такие машины не нравятся, и вряд ли они хорошо продавались бы в той же России (у россиян иные требования и привычки), но японцы (и японки) очень любят маленькие машины. Один плюс у них точно есть: на них можно проехать по любым узким дорогам, каких в Японии тысячи, также они удобны при парковке, что тоже большой плюс в условиях дефицита места в Японии.

Вторая категория – семейные минивэны, стали очень популярны в Японии в последние годы. В общем-то типичная среднестатистическая японская семья из четырех человек, влезет и в седан; более того, большинство минивэнов, как мне кажется, имеют то же самое количество посадочных мест, что и седаны, но почему-то японцы предпочитают минивэны – может быть, также по причине большего удобства при посадке и высадке и более высоких потолков (как и в «легких» машинах).

По выходным у любого провинциального торгового центра, навскидку, процентов 70-80 припаркованных машин будут относиться к одной из двух названных категорий. За рулем доброй половины из них – женщины. Семья, мама с детьми, нехитрые покупки в ближайшем супермаркете, неспешная, спокойная езда в обществе семьи – вот синонимы японской автомобильной жизни в провинции. Напротив, такие понятия, как резкое ускорение при старте на светофоре, обгон, демонстрация техники вождения для сидящей рядом дамы – антонимы этой же самой японской автомобильной жизни.

О техническом обслуживании автомобилей в Японии и автомастерских. Конечно, как и в любой другой стране, в Японии огромное множество различного рода предприятий и организаций по обслуживанию машин, и, как в той же России, например, их можно условно разделить на несколько категорий – официальные станции техобслуживания всех представленных на рынке производителей, сетевые сервисные компании и частные мастерские. Внешний вид всех этих заведений, внутреннее оформление, комфорт в обслуживании, уровень цен и прочие характеристики, безусловно, отличаются друг от друга, и величина этой разницы в целом, наверное, такая же, как и в России. Ну, может быть, за счет того, что в целом уровень качества и сервиса в Японии находится на высоком уровне, - благодаря этому посещение даже «низшего по классу» заведения оставит в целом приятные впечатления.

Я летом 2022 года приобрел в Токио машину «Вольво», эта марка мне очень нравится, и в России мы тоже имеем «Вольво». Сделано это было в одном из авторизованных салонов этого производителя в Токио; салон этот не самый большой, и своей мастерской по техобслуживанию там нет, только продажи, но и этот салон, и все остальные магазины и мастерские «Вольво» в стране являются не разрозненными фирмами, а, по сути дела, отделами одной большой компании «Вольво Карз Джапан», потому же и цены везде одинаковые, и технические регламенты, и корпоративные цвета, и уровень сервиса.

В моем случае я приобрел машину без пробега, но которая при этом какое-то время находилась в демонстрационном зале (то есть, в нее садились и ее осматривали посетители). Уже за одно это такие машины переводятся в разряд «подержанных» и сильно уцениваются (в моем случае – процентов на 10-15). Не уверен, есть ли подобное, например, в России. Никаких отличий от абсолютно новой машины я не нашел, но по стоимости существенно выиграл.


1) Один из миллионов японских автомобилей

Важная отличительная особенность покупки машины в Японии состоит в необходимости обеспечить предварительно парковочное место для нее. Автомобильный салон запросит письменное подтверждение: либо это должен быть договор на аренду машино-места в относительной близости от дома (сверят адреса), либо подтвержденная возможность парковать машину у собственного дома. Когда я покупал машину, мы снимали жилье в Токио, и парковка была на расстоянии примерно полукилометра от дома; этого достаточно. Потом мы переехали в частный дом. При перерегистрации «техпаспорта» машины по новому адресу я столкнулся с тем, что среди прочих документов, которые надо было подать в соответствующую контору (типа районного МРЭО), было заверенное полицией свидетельство о наличии парковочного места у дома. Для этого я поехал в полицию («МРЭО» и «ГАИ» – разные организации) и, заплатив там еще одну пошлину и нарисовав схематичного то, где и как машина паркуется у дома, получил заветное разрешение. Так было и при перерегистрации, но точно, что и при покупке новой машины потребуется совершить аналогичные процедуры, если ты проживаешь в частном доме.

Таким образом, техпаспорт на автомобиль в Японии существует, но лишь в виде «простыни», которую принято хранить в «бардачке» или дома, а отдельной карточки, которую (как в России) надо было бы иметь всегда во время движения, нет. Потому для управления транспортным средством достаточно иметь при себе права, и ты можешь сесть за руль любой машины, в том числе, к примеру, машины родственников или друзей. При проверке на дорогах ДПС, если и останавливает машины, то проверяет у водителя лишь водительские права.

При покупке машины (как и дома) нужна также личная печать, которую в Японии имеет каждый. Если не ошибаюсь, нужно было предъявить и карточку регистрации личной печати в местном органе власти (районной/городской администрации), но и этот документ есть почти у всех совершеннолетних японцев и проживающих в Японии иностранцев, и затруднений здесь не должно быть.

Как и во всех цивилизованных странах, в Японии развита система автокредитования. Так как процентная ставка на кредит центробанка (Банка Японии) крайне низка, то и процент по кредиту на машину очень низкий (по сравнению с Россией, да, мне кажется, и по сравнению с любой другой страной). Это приятно удивит – если берешь кредит, его «бремя» с точки зрения суммарных дополнительных процентов банку покажется после России смехотворным.

По итогам покупки машины ты получаешь на руки несложный по содержанию договор и техпаспорт – похожую на российские аналоги «простыню» голубоватого цвета с описанием тех же технических характеристик автомобиля, что и в России. При смене адреса, владельца, выдается новая «простыня». При смене владельцем адреса, меняется и номер машины. Многие японцы, правда, насколько я знаю, игнорируют это правило и ездят по новому месту жительства с номером старого региона. По-моему, жестко это никто не контролирует (но я поменял).

Новый номер в Японии можно выбирать, но не весь, а только набор из четырех цифр, например, 75-91. Стоит это совсем дешево – около 4000 иен (в моем случае). Пока я был в МРЭО, понял, что можно выбрать и цветовой фон номера, например, розоватый, как цветы сакура. Другие компоненты номера, кажется, выбирать невозможно, а именно: знак хирагана, который обязательно входит в состав идентификации, другой трехзначный номер и наименование региона в иероглифическом написании. В моем случае это: 春日部 (Касукабэ – регион приписки машины), знакな («на») и цифры 336. Можно было выбрать только крупные цифры, и я выбрал 8-24.

Автомобиль в Японии, конечно, должен быть застрахован. Опции страхования имеются самые различные, в том числе есть обязательное страхование. Если я не ошибаюсь, почти всегда присутствует франшиза – минимальная обязательная сумма, которую ты платишь из своего кармана при любом ремонте в рамках КАСКО. В моем случае она составляет 50 000 иен. Это немало, но никуда не денешься. Видимо, это делается для того, чтобы с мелочами не беспокоили страховые компании. Вызов полиции на место ДТП в принципе обязателен; затем надо проинформировать страховую компанию, здесь всё, как везде… У меня было пару мелких страховых случаев с попаданием камня в стекло и ремонт, а в другом случае монтаж стекла. В первом случае сумма ремонта была ниже франшизы, и из-за этого я заплатил все из собственного кармана. Во втором сумма была выше, и разницу страховая компания покрыла. Пункт ремонта я выбрал сам, далее согласование шло без моего участия между страховой компанией и мастерской. Особых проблем не было.

О зимней резине… В этом аспекте Япония как будто бы разделена на две страны с разными манерами и навыками езды. В разных частях сайта много раз писал о том, какими бывают снегопады в Японии. Но не во всей стране, а, главным образом, в примыкающих к Японскому морю префектурах, или же на северо-востоке. Это такие префектуры, как Ниигата, Тояма, Аомори, Ямагата, ну и, конечно, Хоккайдо. В другой же, большей по площади части страны снег, если и идет, то пару раз за сезон и, как правило, быстро таит. К этой части Японии относятся крупнейшие мегаполисы страны – Токио с окрестностями, Нагоя, Осака-Киото-Кобэ, а также примыкающие к Тихому океану префектуры, такие как Сидзуока, Хиросима, Окаяма, острова Кюсю и Сикоку и, конечно, Окинава. Я не рассматриваю горную часть – в горах снег бывает на любых широтах, но японцы не горцы, в горах не живут, а туристы-энтузиасты не составляют основу автомобильного населения страны.

В снежной части Японии зимняя резина обязательна в зимнее время по закону. В «неснежной» же, напротив, мало кто «переобувается» на зиму. Если сесть в Токио на скоростной поезд и выйти через два часа в Ниигата, то как будто попадаешь в другой мир. Здесь привыкли к снегу, никто не переживает и не бьет тревогу, когда поднимается сильный снегопад и заметает дороги, – здесь хорошо налажена уборка снега, водители привыкли к снегу и обладают навыками езды в зимних условиях. То же – к примеру, на Хоккайдо. Другое дело Токио (или, скажем, Осака) – снегопад здесь превращается чуть ли не в стихийное бедствие. В новостях только о нем и говорят. Действительно, если столичный регион накрывает циклон зимой, если снег идет, то, как правило, сильно. Снегоуборочной техники в столице почти нет. Зимняя резина – явление редкое, потому на своих машинах люди просто перестают ездить на время снегопада. Дороги заметно пустеют. Правда, такси все же работают, но я сам видел, как во время сильного снега машины такси буксовали, что немудрено; и дело не только в шинах – токийские водители не умеют ездить по зимним дорогам. Ну, и что касается скоростных платных дорог, то их просто закрывают на время снегопада и до того момента, когда снег не растает сам (этого не приходится ждать подолгу – в Токио и зимой в принципе тепло, и дольше 2-3-х дней снег редко лежит).

По поводу технического обслуживания машин надо сказать, что в Японии, что неудивительно, налажен строгий порядок государственных технических осмотров (ГТО). Новые машины должны пройти первое ГТО через три года после выпуска, затем – каждые два года. Как правило, новые машины везут на фирменные пункты обслуживания, но в городах много и несетевых сертифицированных пунктов ГТО. Стоит это недешево – как правило, более ста тысяч иен, и сумма зависит также от типа машины и объема двигателя (так же и размер налога на автотранспортные средства тоже зависит от мощности машины). В промежутках между ГТО можно проходить «просто» ТО – техническое обслуживание. В моем случае это можно делать один раз в год, и сами сервисные центры оповещают владельцев машин, когда подходит срок. У меня, например, пока машина новая, ТО вообще бесплатное. Как и многое другое, оповещение приходит по почте – обычное почте, не электронной, с помощь открыток.

Говоря о страховании автомобилей, забыл упомянуть угоны. Их в Японии почти не бывает. Как практически не бывает и краж чего-либо из машин. Если хулиганство подобного рода и случается, то об этом, как правило, передают в программе новостей – настолько это редкое явление. Почти не бывает в стране и случаев вандализма, в том числе нанесения различного рода ущерба машинам. Такие эпизоды – большая редкость, как и ДТП. В Японии можно и нужно спокойно (даже, быть может, слишком спокойно…) водить машину. Охранные сигнализации раньше вообще, по-моему, практически отсутствовали, а в последнее время если и есть, то лишь потому, что они уже встроены в системы автомобилей на этапе заводской сборки… Нужды в них в Японии в принципе нет.

Несколько слов о заправочных станциях: большая часть из них объединены в сети, крупнейшие из которых – Энеос, Идэмицу, Космо, Сельхозкооперация. Есть и другие. Есть и местные, несетевые заправки. Цены на бензин меняются очень часто, следуя динамике мировых цен на нефть. В отличие от России, бензин часто и дешевеет, а не только дорожает, - когда и если падают мировые цены на нефть. Почти на всех автозаправочных станциях страны продают три вида бензина – «регулярный», «хай-октан» (премиум класса) и дизель. Разница в цене на один и тот же бензин от одной заправке к другой есть, и главная причина этой разницы – это то, заправляют ли тебе бензин сотрудники (тогда можно просто из машины не выходить – деньги или карту передаешь сотруднику), или же заправка относится к категории «селф», и тогда надо заправлять самому. Разница в цене довольно существенная. Надо сказать, что даже когда сам заправляешь бензин, то бегать от машины в помещение или к окошку не надо – оплата происходит на месте, купюро-приемник или встроен в сам аппарат, или может находиться у соседнего заправочного места, но в любом случае приемом оплаты сотрудники заправочных пунктов не занимаются. Насосы всегда по всей стране имеют одни и те же цвета в зависимости от вида топлива: красные насосы – у «регюлар», желтые – «хай-октан», зеленые – у дизеля.


2) На бензозаправке

Часто на заправках же можно проверить давление в шинах и помыть машину. Автомоек в Японии немного, да и нужды в них особо нет – везде чисто, можно месяцами не ездить на мойку, а машина все равно будет блестеть. Заметил, что многие предпочитают автоматическую мойку. Такие есть и в России – когда агрегат перемещается по периметру машину, охватывая ее струями пены и воды. Стоить это будет даже с опциями в районе 2000 иен (14 долларов по нынешнему курсу). Ручная мойка обойдется в два-три раза дороже – рабочая сила в Японии дорогая, и по той же причине ручная мойка вообще не очень распространена – попросту некому работать в таких местах… После автоматической мойки машину можно отогнать к пылесосу, и самостоятельно пропылесосить внутри салона; там, где обслуживают меня, стоит эта услуга всего 100 иен за 5 минут работы пылесоса. Здесь же можно проверить давление в шинах и подкачать их.


3) Типичная автоматическая мойка машины

Хотя я вожу в Японии в качестве собственного неяпонский автомобиль, все равно, для меня машины, сделанные в Японии, или же машины японских автопроизводителей вообще, - это символ японского качества. Японские машины водил я в России. В самой же Японии я сидел за рулем в общей сложности более двухсот японских машин, которые брал напрокат за все эти годы. Среди них – машины всех известных в Японии марок. Действительно, все они качественные. И очень надежные. Ни разу за почти 100 тысяч километров, что я проехал по территории страны, ни одна из них меня не подвела. Ни одной поломки! Таким же символом высокого качества являются японские машины и для большинства россиян. Особенно, для тех, кто живет на Дальнем Востоке.

Помню свои первые впечатления от посещения Дальнего Востока России в 90-е годы 20-го века. Казалось, почти все машины там японские. Все, как в Японии, праворульные. Много старых, еще 70-80-х гг. выпуска. Такси – тоже подержанные японские машины. Один водитель такси сказал мне, что его машина прошла миллион километров (!), это была старая, 80-х годов Тойота, но при этом, говорил он, все такая же надежная, и заводится в любой мороз. Таких историй, уверен, много.

Это отдельная тема, но нельзя не сказать, какую роль в экономике и, вообще, жизни, Дальнего Востока, да и Сибири Российской Федерации сыграли японские подержанные машины! Япония, образно говоря, посадила за руль миллионы россиян к востоку от Урала. Для тысяч людей по обоим берегам Японского моря бизнес подержанных машин стал куском хлеба в течение десятилетий.

Даже для многих японских портов, особенно региональных, небольших, направляющиеся в Россию суда с праворульными «японками» стали источником дохода, а по мере угасания этого бизнеса (в силу ряда причин) стали все больше «загибаться» и эти порты. Целые колонии предпринимателей с Дальнего Востока осели в Тояма, Ниигата и других ключевых портах Японского моря. Писал в серии о Хоккайдо о Богом забытом порте Ханасаки в пригороде Нэмуро, где почти все вывески были на русском языке…

Бизнес подержанных машин пережил различные меры, направленные против использования праворульных машин в условиях российского правостороннего движения. Это было еще в 90-е. Он в какой-то степени пережил негативное (как ни странно) влияние роста благосостояния населения России, когда люди, в том числе и на Дальнем Востоке, стали предпочитать покупать новые машины, например, европейских производителей. Время покажет, сможет ли он пережить санкции, наложенные японским правительством. Да, этот бизнес в целом, мягко говоря, сероват и непрозрачен (в том числе с японской стороны), но нельзя не признать, что он поддерживал благосостояние тысяч людей на российском Дальнем Востоке.

Это был краткий рассказ об автомобилях в Японии.