50 лет со дня возвращения Окинава в состав Японии

Недавно, 15 мая 2022 г., исполнилось 50 лет со дня возвращения Окинава в состав Японии. Я знал год (1972), когда произошло то событие, - но не знал даты.

Данный юбилей отмечался в Японии достаточно широко. Наслоившись на известные события в мире и невиданный за последние десятилетия рост международной напряженности, 50-летие воссоединения этой самой южной префектуры страны с Японией обрело особый смысл и породило у меня, и, думаю, у многих других немало новых мыслей, комментариев, ассоциаций.

Как рассказывал уже неоднократно на страницах своего сайта, по первому каналу японского государственного телевидения NHK по утрам идут сериалы – «Утренние драмы». Каждое утро с 8:00 до 8:15 – 15 минут. За полгода получается 120 серий. Через полгода один сериал заканчивается, начинается новый. Места действий тоже меняется. В той утренней теле-драме, что началась в апреле 2022 г., события происходят на Окинава: там родилась главная героиня, там живет ее многочисленная родня, там происходят основные события. Выбор не случаен – 50 лет – символичная дата. По замыслу сценаристов, та серия, что вышла в эфир 15 мая 2022 г., описывала события тоже 15 мая, только 72-го года… Называется сериал ちむどんどん(«ТимуДонДон»), что означает некое восклицание, передающее высокую степень волнения и переживания в предвкушение чего-то хорошего и позитивного (типа «Увау, это должно быть круто!»)

Интересно. Показаны документальные кадры – руководство страны, ведущие политики в костюмах с праздничными атрибутами поднимают вверх две руки с возгласом «Бандзай!». Торжественное собрание проходило в токийском спортивном комплексе Будо:Кан. Ясное дело – для японского народа это – огромное событие, величайшая веха в послевоенном развитии страны. В лоно Японии вернулась родная Окинава, самая южная, удаленная, тропическая префектура страны; острова, которые были 27 послевоенных лет не просто оккупированы войсками США (в 1945 г. была оккупирована вся страна), а стала юридически территорией государства США. Не изучал пока глубоко этот вопрос и не знаю, что предшествовало тем событием с точки зрения американо-японских отношений (надо будет обязательно почитать) и в целом в японском обществе, но, как явствует из документальных кадров, среди самих японцев были и те, кто, якобы, предпочитал оставаться в составе Штатов.

Сотни тысяч жителей архипелага Окинава, пожив три десятка лет в составе США, образно говоря, вернулись на Родину. Видел и ранее в фильмах, и в упомянутой теле-драме: Окинава за годы оккупации стала действительно походить если не на еще один островной штат США, то как минимум на колонию или же на одну большую американскую базу. Автомобили – в основном американские, движение – правостороннее, в ходу доллары (не йены), постоянно в небе шумят самолеты и вертолеты (они летают и сегодня, из-за баз). При этом население – это те же японцы, но вот только представители власти – американцы, в основном военные.

Еще также впечатляют сцены, когда герои звонят друг другу по телефонам-автоматам из Окинава в Токио и наоборот, в те же 70-е годы: бросают 10-йеновую монетку, и уже через пару секунд раздаются предупреждающие гудки, извещающие, что разговор скоро прервется. Люди запасались несколькими сотнями йен, чтобы поговорить хотя бы минут пять. Такая сцена из относительно недавнего прошлого запомнилась потому, что вообще мы забыли, перейдя на мобильную связь, чем когда-то являлась для нас «стационарная» междугородняя связь, а также сколько она стоила. А уж для жителей бедной Окинава – и подавно: такое общение с родственниками в Токио, по всей видимости, было исключительным событием.

При этом важно отметить, что Окинава в 60-70-е годы 20-го века – это бедный регион. Она был бы и самым бедным штатом США с зарплатой в пару десятков долларов в месяц (курс тогда был 360 йен за доллар), и самой бедной префектурой Японии. В то время, как в 1964 г. в Токио состоялись первые в Азии Олимпийские Игры, а за два года до этого был пущен синкансэн и построены первые скоростные автомобильные дороги, на Окинава только-только провели электричество… Интересно, как изменилась жизнь за эти 50 лет: сегодня Окинава – ЕДИНСТВЕННАЯ (!) префектура страны, где население не сокращается, а растет!

Окинава – была и есть немного другая Япония. Как и крайняя северная Япония – Хоккайдо, ее южная оконечность (Окинава) стала частью Японии относительно недавно, несколько веков назад. Опущу историю Королевства Рюкю, историческую связь Окинава с Китаем; упомяну лишь то, что и этнически, и лингвистически окинавцы немного другие. Более смуглые, скуластые, с менее раскосыми глазами; немного похожи, насколько я могу судить, на традиционных жителей Гавайев или же представителей Полинезии.


1) Глядя на сегодняшний Райский уголок – Окинава, не сразу понимаешь всю сложность местной истории

Язык же на островах вообще был другим, не знавшим иероглифов. Сейчас старый язык используется, по-моему, лишь как экзотический «инструмент» привлечения дополнительного интереса со стороны туристов (в туристических буклетах пишут перевод приветствий и основных бытовых выражений). Помимо почти не используемого старого языка, существует диалект – как и в любом другом регионе Японии. Например, часто используется междометие «са», причем не в начале предложения, как повсеместно в стране, а в конце.

50-летие «новой» Окинава пробудило в последнее время повышенный интерес японцев ко всему окинавскому. Думаю, этим летом, после двух лет застоя, восстановится традиционный для японцев отдых на Окинава; показывают документальные фильмы, пишут в СМИ – вспоминают события начала 70-х и говорят о дне сегодняшнем. Как это всегда бывает у японцев, важное место занимают вопросы еды, и благодаря юбилейной дате в стране возник новый повод вспомнить, что и как едят и пьют на Окинава. О еде же, точнее, - о процессе ее приготовления – идет речь и в вышеупомянутом сериале, где главная героиня, девушка из Ямбару(山原) – северной, покрытой тропическим лесами, части главного окинавского острова «хонто» (本島)– попадает в Токио и стремится стать кулинаром.

Так сложилось, что как раз буквально в те же дни мая 2022 г. рядом с тем домом в районе Мэгуро г.Токио, где живем мы, открыли новый небольшой окинавский ресторанчик, и при том, с тем же названием, что и вышеупомянутый сериал, - «ТимуДонДон» (видимо, что-то типа «В предвкушении деликатесов»). Окинавских ресторанов в Токио полно, и это не диковинка. Здесь работают выходцы с этого острова. Акцента у них нет, и местные слова проскальзывают, только если они говорят между собой, не с клиентами; но внешне, как указывал выше, можно понять, что они с Окинава.

О местной еде я уже писал в разных сериях сайта, но еще раз упомяну главные свои выводы, в частности: не ждите на Окинава вкусной рыбы! Да, это остров, да, там есть рыба, но, во-первых, она не главное в окинавской кухне, а, во-вторых, рыба там не самая вкусная. За рыбой езжайте на север Японии! Это вообще отдельная тема: японцы стали меньше есть сырой рыбы и, повторю в сотый раз: сырая рыба, вообще рыба – не самая важная часть японской кухни. Да и суси никто не ест чаще раза в месяц, мы даже реже… Но здесь – об Окинава. Итак, повторяю, для японцев «святое» – это не суси, это лапша! И отсюда вывод – кулинарный символ Окинава – это «Окинава Соба» - суп-лапша из пшеничной муки. Вообще, соба – это гречка или лапша из нее, но на Окинава так называют не гречишную (гречка там не растет), а пшеничную лапшу. Она там потолще, чем на Хонсю, и действительно вкусна, при этом вкус я бы назвал «светлым», чистым, без добавок. В суп добавляют накрошенный зеленый лук, немного имбиря и пару кусочков свинины, но вкус блюда остается «пшеничным», хлебным.

Далее, это «рафти» - тушеная сладковатая свинина с жирком… Она особенно вкусна. Блюд из свинины вообще много, в частности, есть местные изыски, как черная свинья Агу:, но и «простая» свинья в окинавском варианте – очень достойно. Тофу, твердый и, как вариант, острый, с насыщенным вкусом. Повсюду присутствует, как уже писал, местный горький овощ гоя – и в салате, и в различных вариантах «овощного рагу». Рыба, если есть, то в основном в хорошо переработанном виде, как тэмпура. Это говорит как раз о том, что культура сырой рыбы (суси, сасими, например), здесь не на высоте. «Морской виноград» - диковинной формы водоросли. Есть еще и масса того, чего я и не ел.

Возвращаюсь к теме демографической ситуации на островах Окинава. Действительно, население здесь растет, вопреки все более пугающей тенденции во всех остальных регионах Японии. Наверное, здесь больше не столько «позитива» Окинава, сколько «негатива» в сфере деторождения в стране в целом (на Окинава просто «нормально», как и должно быть, во всем мире). В Японии же который год подряд умирает людей больше, чем рождается, а в ковидные 2020-21-е гг. эта тенденция стала просто ужасающей. Как поговаривает моя дочь в шутку, «японцы разучились делать детей». Быть может… Тотальное одиночество или, точнее, неумение и нежелание брать на себя ответственность за семью, вообще за других людей, - вот основные «драйверы этого процесса», усугубляемые односторонней виртуальной жизнью в различных носителях, которая только усиливает отторжение молодым поколением жизни реальной.

Быть может, и на Окинава тоже не очень «делают детей», но туда хотя бы едут из других регионов. Я сам, бывая там и переговаривая с людьми лично, обращал внимание на тот факт, что многие переехали сюда их других префектур, привлекаемые климатом и общей беззаботной (или кажущейся таковой) атмосферой. Мне в этом процессе, правда жаль другие регионы, которые все более опустошаются, хоть бы и за счет Окинава. Говоря про климат, я как раз здесь японцев не очень понимаю. Да, здесь не бывает зимы, но и в других регионах Японии, кроме 2-3-х, она не особо суровая. Лето же, напротив, именно на Окинава характеризуется большим количеством сильных тайфунов.

Итак, до 1972 года эта часть Японии была Америкой. В эти дни, когда страна отмечала 50-летие возвращения, мне удалось, среди прочего, посмотреть документальный фильм о валютно-финансовой «составляющей» этого события. Доллары меняли на йены. Процесс этот, естественно, был подготовлен заранее и, наверное, обговорен с администрацией США. Накопления населения в долларах трансформировались определенным образом в йеновые. Использовался «механизм валютных курсов», в частности, насколько я понимаю, какие-то льготные меры для местного населения имели место. Как это бывает в любой стране, конечно, повылезали и мошенники, игравшие на множественности курсов и дилетантизме местного сельского населения. Как писал, официальный курс тогда был 360 иен за доллар (затем он стал 240, а после 1985 г. – свободным, колебался от 79 (1995 г.) до 133 (сегодня) йен за доллар). Зарплаты на Окинава выросли за 50 лет таким образом, вместе с ростом японской экономики, с нескольких десятков до нескольких тысяч долларов в месяц.

Йены завозили с монетных дворов на Хонсю. Показано, как это было, - целый грандиозный проект, в котором принимали участие разные виды транспорта – грузовики в пунктах отправления и прибытия, специальный корабль, военно-морские и военно-воздушные силы в качестве сопровождения (с охранными функциями); запомнилось даже, что чуть ли не водолазы охраняли везущее йены судно от возможных посягательств грабителей под водой в портах отправления и прибытия.

Как и всё в Японии, хорошо были организованы и процесс обмена валюты, и процесс перехода префектуры с правостороннего на левостороннее движение. Это произошло чуть позже, а именно 31 июля 1978 г. Заранее были подготовлены и убраны до «Дня Х» под чехлы новые дорожные знаки. Не только полиция, но и сотни волонтеров были привлечены для организации движения в первые дни после перехода. Не видел подтверждающих это документальных кадров, но, зная японцев, уверен, что были организованы и курсы переподготовки для водителей, по крайней мере, автобусного парка. Думаю, автобусы вообще были целиком заменены – ведь необходимо, чтобы двери для пассажиров были бы слева по ходу движения. Несмотря на всю японскую тщательность, как явствует из документальных кадров, в первые дни после перехода происходило много ДТП, в частности, по причине типичной ошибки «леворуких» водителей при переходе на левостороннее движение, - они слишком сильно «забирают» влево и, соответственно, оказываются часто в кюветах на узких японских дорогах.

Запомнилась реклама, в которой был задействован известный на Окинава боксер Ёко: Гусикэн: на кадрах он бьет по условному противнику сначала левой рукой, затем правой и произносит: «Машины – слева, пешеходы – справа!» (пешеходное движение в Японии не столь жестко регулируется, как автомобильное, но в целом правостороннее. Кстати, плавательные дорожки в бассейнах – всегда строго правосторонние).

Говоря об Гусикэн'е, отмечу еще несколько интересных моментов. Бронзовая скульптура этого боксера в натуральный рост находится на причале в порту на острове ИсигакиДзима – одного из островов префектуры Окинава, и в 2017 г. я там был и, помню, обратил внимание на то, какого низкого роста он был. Не только был, но и есть – ему под 70, а в 70-е годы 20-го века он стал первым среди японских боксеров, ставшим профессионалом. Думаю, в победах Гусикэн'а в те годы было большое значение помимо спорта. Он, выходец из бедной Окинава, добился такого успеха в спорте, где традиционно сильны были американцы. Собственно, он и сам родился в «Америке» - на том самом острове Исигаки. Гусикэн ведет активный образ жизни и сегодня – его характерную вьющуюся шевелюру, уже тронутую сединой, можно часто видеть на экранах ТВ – он выступает и как комментатор, и как актер, в том числе в упомянутом выше сериале «ТимуДонДон», где он, хоть и в эпизодической роли, играет по сути дела, самого себя. Непривычная русскому уху фамилия Гусикэн может показаться какой-то «неяпонской». Действительно, она чисто окинавская и большинству японцев сразу скажет об окинавском происхождении носителя; там есть река ГусиКава. Пишется его редкие фамилия и имя так: 具志堅 用高. Вообще, фамилии часто «выдают» в Японии окинавца, например Симодзи(下地), Футэнма(普天間)- как и военная база США, Хига(比嘉), Тамаки – как нынешний губернатор(玉城). Некоторые фамилия, как, например, Хига, Тамаки, бывают, что пишутся и другими иероглифами, но те, что с Окинава, - их имена записываются так, как выше.

Упомянул военную базу США и сразу вспоминается военное прошлое Окинава и мои собственные впечатления от увиденного и услышанного о том, что творилось здесь в 1945 году. Не буду описывать подробно, об этом можно прочитать много где, в том числе у меня в «префектуральной» части сайта: Эссе #17.

Напомню, битва за Окинава – единственное сражение в ходе Второй Мировой Войны, где столкнулись сухопутные войска Японии и США (все, что было до этого, - это военные действии авиации и флота, а после этого – еще и две ядерные бомбы…). Впрочем, «столкновением» это трудно назвать – измотанная, поредевшая, утратившая боевой дух японская армия уже практически не сопротивлялась.

Бывая на Окинава, да и в других частях Японии, я часто мысленно констатирую огромные метаморфозы и в японском обществе, и в ее внешней, а также военной политике. Те, кто в 40-е годы был врагом номер один, превратился в главного союзника. Та война изменила, как мне кажется, и японцев как нацию: они стали более послушными, смиренными, покорными что ли… Наверное, это неизбежно в случае столь серьезного удара, поражения, потрясения, которые перенесла страна в 45-м. В какой-то степени, да простят мне серьезные аналитики столь вольную мысль, Япония продолжает «пожинать плоды» той катастрофы конца войны (в том числе это битвы за Окинава, в том числе Хиросима и Нагасаки, в том числе через утраченные сотни тысяч жизней мирных людей), будучи сегодня целиком политически зависимой от Соединенных Штатов.

Я не хочу и не буду комментировать то, что происходит сейчас, в 2022-м г., но, будучи россиянином и проживая в Японии, не могу не испытывать боль, разочарование и чувство несправедливости, когда вижу, что те, кто сбрасывал бомбу на Хиросима в 45-м, приглашаются на высшем уровне в качестве официальных гостей саммитов и спокойно гуляют в районе эпицентра взрыва. И никогда не извиняются.

Наверное, это дело не мое, а японского народа и японского руководства, и копаться в чувствах японцев в этих вопросах не стоит. На этом примере я узнаЮ, что история – действительно, сложная штука, как и историческая память. В эти дни 50-летия возвращения Окинава по японскому телевидению можно было увидеть самые разные кадры и сюжеты из прошлого этих тихоокеанских островов. Но, сознательно ли, случайно ли (думаю, сознательно), среди прочего не было кадров того, как солдаты противника (на тот момент) выжигали из окинавских пещер огнеметами спасавшихся там мирных жителей. Это так же, как ни 6, ни 9 августа вы вряд ли услышите или прочитаете в японских СМИ, как называется страна, которая в те дни сбрасывала ядерные бомбы на Хиросима и Нагасаки соответственно.

Уверен, что на следующем саммите G7 в Хиросима в 2023 году тоже никто не вспомнит, а кто, собственно, «организатор» того, что в одночасье погибли под 100 тысяч мирных жителей. Зато обязательно будут клеймить Россию за «угрозу применения ядерного оружия». Ситуация в мире не простая, правительствам тоже непросто сохранять баланс, особенно если правительство политически зависимо от другого правительства, связано с ним прочными узами и «коммитментами» договоров по безопасности.

Если бы не война 1941-45 гг., Вторая мировая война или Война на Тихом океане, как называют в Японии «свою часть» той войны, то не было бы горя Окинава, не было бы тех диких жертв и оккупации, не было бы правостороннего движения, доллара и необходимости что-либо возвращать в 1972-м… Такова плата за войну. Ее японский народ платит и сегодня и будет платить дальше – в Окинава давно в ходу йена, и давно уже левостороннее движение, но вот только огромные военные базы Кадэна и Футэмма никто не убирал, и сверхзвуковые истребители с флагом другого государства на борту все также ежедневного кружат над островом, не давай спать детям (а жители этих баз периодически попадаются за езду в пьяном виде, драки и изнасилования). Жителям Окинава это, ясно дело, это не нравится (см.фото 2).


2) Антивоенные лозунги в зарослях сахарного тростника в Ямбару – северной части основного острова Окинава

Я очень люблю Японию. Она стала моей второй Родиной. Но я русский человек. И мне в этой связи и глядя на происходящее в мире, не хочется только одного – чтобы когда-нибудь японские школьники не прочитали в учебниках истории, что на Хиросима и Нагасаки бомбы сбрасывали русские… Увы, в нынешних условиях не могу отрицать такой вероятности.

Отмечу в заключении важные факты: в братских могилах, что в парке мира на юге основного острова Окинава покоятся и японские, и американские солдаты, погибшие в той битве. Вот это пример гуманизма и уважительного отношения к сопернику и исторической памяти. В этом плане японцам надо отдать должное. Дело за малым: не переписывать учебники истории в угоду текущей политической конъюнктуре. Это мой главный вывод от «Окинава-2022».


3) Парк мира с братскими могилами воинов Японии и США, юг Окинава

Июнь 2022 г.